Визит слепого к глухому. Чем Европа отомстит России за свое «унижение»
В Евросоюзе не затихает шум вокруг визита главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Россию. В ЕС посчитали, что верховный еврокомиссар выступил в Москве мальчиком для битья и был унижен Кремлем. Боррель в ответ на критику анонсировал новые санкции против России. Вряд ли Брюссель сможет нанести по Кремлю сокрушительный санкционный удар. Но и ждать скорой нормализации отношений между ЕС и Россией не стоит.

Визит главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Москву, прошедший в начале февраля, наделал много шуму. Сразу после возвращения Боррель подвергся в Европе необычайно резкой критике за то, что выступил мальчиком для битья и беспомощно молчал, когда Лавров в ходе совместной пресс-конференции назвал ЕС «ненадежным партнером», обвинял европейских политиков в двойных стандартах, высокомерии и прочих грехах.
Отбиваясь от критиков, Боррель перешел на неслыханные c 2014 года резкости в адрес Москвы и пригрозил ей новыми санкциями. Как в таких условиях будут развиваться отношения России и Европы дальше и почему одной лишь кооперацией в вопросах вакцинирования от ковида всех проблем не решить.
Не вовремя приехал
Отправляясь в Москву, Боррель говорил о том, что будет настаивать на освобождении Алексея Навального, на проведении полного расследования попытки его отравления, а также изложит общую озабоченность Европы состоянием прав человека в России. Однако попытка поучить Россию демократии была в Кремле воспринята крайне резко и никакого диалога в итоге не вышло. При этом в Европе визит был воспринят как провал, унижение союзной дипломатии, а вину за это многие возложили лично на Борреля.
Кажется, что такие печальные итоги поездки в Москву связаны не столько с недостатками Борреля как дипломата, сколько со слабостью и недальновидность ЕС как внешнеполитического игрока. Дипломаты Евросоюза, судя по всему, настолько неадекватно оценивали умонастроения в российском руководстве, что согласились на визит с такой повесткой в столь неподходящее время. Ведь для Кремля в ситуации резкого внутриполитического обострения любое публичное обсуждение с иностранными партнерами вопроса о положении оппозиции, о методах реагирования на протесты представляется совершенно недопустимым и неизбежно вызывает крайне жесткий отпор.
К тому же у Борреля не было четкого мандата на представление общеевропейской позиции в отношении России, поскольку она попросту отсутствует. Наиболее крупные страны ЕС, сохраняя на уровне риторики приверженность общим ценностям, на практике руководствуются своими прагматическими национальными интересами.
Униженный и оскорбленный
9 февраля Боррелю пришлось отчитываться о визите в Европарламенте, где более 80 депутатов подписали письмо с требованием его отставки. Отбиваясь от критики депутатов, Боррель заявил: «Российское правительство идет вызывающим тревогу авторитарным путем. Кажется, нет почти никакого пространства для развития демократических альтернатив, они беспощадны в подавлении любых подобных попыток». Настолько резких оценок из уст официальных лиц ЕС не звучало со времен присоединения Крыма.
После того как Боррель дважды подвергся унижению, сначала в Москве, а затем в Брюсселе, со стороны его команды наверняка последуют предложения о новых санкциях. Они будут рассматриваться 22 февраля на совещании глав МИД стран ЕС, а затем на саммите ЕС в конце марта.
Однако персональные санкции Кремль уже давно не волнуют, а новые их фигуранты будут безропотно нести свой крест. Единственное, что может серьезно задеть интересы Москвы, это судьба «Северного потока - 2». Но здесь решающее слово за Ангелой Меркель, а она пока не готова подставлять вовлеченные в проект немецкие компании и платить компенсации за разрывы соглашений.
Ковид не объединил
7 февраля в своем официальном блоге Боррель констатировал: «Моя встреча с министром Лавровым и сигналы со стороны российских властей подтвердили, что Европа и Россия дрейфуют в разные стороны. Похоже, Россия все больше отделяет себя от Европы и рассматривает демократические ценности как экзистенциальную угрозу». И с такой оценкой сложно не согласиться.
С 2014 года состояние российско-европейских отношений можно было характеризовать как «ни мира, ни войны». Пандемия ковида, которая, как казалось вначале, могла сблизить Россию и ЕС, сделать этого не сумела. Первоначальные громкие попытки Кремля - вроде помощи Италии в марте 2020 года - выстроить союз с Европой против коронавируса, не получили развития. Евросоюз и Россия по-разному боролись с пандемией, граница между ними остается фактически закрытой, и когда возобновится туризм - одна из главных скреп в отношениях двух еврососедей - сказать сейчас не возьмется никто.
Да, Россия активно пытается продвинуть на европейские рынки свои противоковидные вакцины, и это ей, похоже, удастся сделать. Но, скорее, это связано не с позитивным взглядом на Россию со стороны ЕС, а с состоянием безысходности, в котором он находится уже более года. Три волны пандемии вызвали в Европе тяжелый кризис госуправления и медицины, которого, кстати, почти не наблюдалось в России. И в этих условиях ЕС готов принимать вакцины от России, Китая, от кого угодно, лишь бы как-то начать разбираться с эпидемиологическими проблемами, поразившими Старый свет.
При этом вечный украинский вопрос и добавившийся к нему «казус Навального» никак не будут способствовать потеплению и нормализации отношений России и ЕС. В итоге это все больше напоминает споры слепого с глухим. А общая ненужность России Евросоюзу и наоборот лишь подталкивают их ко все большему цивилизационному дистанцированию.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.